Search website

Таинственная тинктура алхимиков

Важнейшей задачей алхимики считали превращение (трансмутацию) неблагородных металлов в благородные (ценные), в чем собственно и заключалась главная задача химии до 16 столетия. Эта идея базировалась на представлениях греческой философии о том, что материальный мир состоит из одного или нескольких «первоэлементов», которые при определенных условиях могут переходить друг в друга. Задачей средневековых алхимиков было приготовление двух таинственных веществ, с помощью которых можно было бы достичь желанного облагораживания (трансмутации) металлов. Первое обладало свойством превращать в золото не только серебро, но и такие, например, металлы, как свинец, ртуть и т.д., и носило название философского камня, красного льва, великого эликсира (от араб. аль-иксир – философский камень). Оно также именовался философским яйцом, красной тинктурой, панацеей и жизненным эликсиром. Это средство должно было не только облагораживать металлы, но и служить универсальным лекарством; раствор его, так называемый золотой напиток, должен был исцелять все болезни, омолаживать старое тело и удлинять жизнь. Другое таинственное средство, уже второстепенное по своим свойствам, носило название белого льва, белой тинктуры и имело способность превращать в серебро все неблагородные металлы.

В эзотерическом смысле философский камень или красная тинктура символизировала трансмутацию низшей животной природы человека в высшую, божественную. Алхимики не стремились к получению золота, оно было лишь инструментом, а не целью (тем не менее, Данте в своей «Божественной комедии» определил место алхимиков, как и фальшивомонетчиков, в аду, а если точнее, в круге восьмом, рве десятом). Целью для них был сам философский камень, сама таинственная тинктура. И духовное освобождение, превознесение, даруемое тому, кто им обладает — абсолютная свобода (надо отметить, что камень, по большому счёту, и не камень вовсе, чаще его представляют как порошок, либо раствор порошка — тот самый эликсир жизни). Некоторые алхимики даже близко не подходили к лабораториям и осуждали попытки превращать свинец в золото как проявления стяжательства; но и среди тех, кто в поте лица трудился у тиглей и перегонных кубов, многие были убеждены, что сделать Камень может лишь человек, постигший сокровенные тайны вселенной. Выразить эти тайны обыденным языком было невозможно (даже если сбросить со счетов опасность, что они попадут в руки недостойных людей). Их можно передать лишь с помощью символов и аллегорий, а всю полноту их значения можно воспринять лишь посредством мистического опыта.

Древние ремесленники стремились, в первую очередь, подражать Природе и использовали сплавы и красители для производства материалов, похожих на природные вещества. Вера в возможность уподобить искусственные творения природным стала одним из фундаментальных принципов алхимии. Итог этому убеждению подводит максима, гласящая, что «самая близкая к природе и совершенная работа состоит в том, чтобы создать вещь, подобную себе самой». Однако язык их был загадочен, вот что пишет известный алхимик и философ XII века, автор двух фундаментальных трактатов, Артефий (Артефиус): «Жалкий глупец! Неужели ты в настолько наивен, что подумал, будто мы изложим тебе ясным и внятным языком величайшую и важнейшую из тайн? Неужели ты готов принять слова наши буквально? Уверяю тебя, тот, кто станет толковать написанное философами в прямом и буквальном смысле, непременно заблудится в тупиках лабиринта и не выберется из него никогда, ибо не обладает нитью Ариадны, которая могла бы его направить и вывести на верную дорогу, так что любые труды его окажутся тщетными, а деньги будут выброшены на ветер».

Так все-таки тинктура – это аллегория или реальность? Вот как описывает Философский Камень, он же Порошок Трансмутации современный адепт, который под псевдонимом Фулканелли выпустил где-то около 1920 г. две странные и восхитительные книги: «Обители философии» и «Тайна соборов»: «Философский Камень предстает перед нами в виде прозрачного, светопроницаемого тела, красного в массе, желтого после измельчения; он обладает большой плотностью и чрезвычайной плавкостью, хотя при любой температуре сохраняет свой характер, при этом благодаря своим качествам становясь жгучим, ярким, всепроникающим, неудержимым и несгораемым». Обратите внимание: сам по себе Камень не обладает способностью совершать трансмутацию; он лишь позволяет приготовить порошок-катализатор, с помощью которого и происходит эта знаменитая операция. В твердом состоянии камень сплавляли с очищенным золотом или серебром. Порошок для трансмутации любого металла в золото был красного цвета, а полученный с помощью серебра – белого.

А что же такое тинктура в «практической» алхимии? ТИНКТУРА (лат., от tinctus – окрашенный) – это настойка лекарственного вещества на воде, спирте или эфире; настаиваются обыкновенно растительные, реже животные вещества или металлические соли винным спиртом или эфиром; все настойки более или менее окрашены, собственно, от этого и возникло название. Тинктурой называют в геральдике также определённые краски.

Точное определение тинктур в магии и алхимии – настойка на спирту или уксусе, вытяжка свойств растений или минералов в спиртовой раствор. Например, спагирическая тинктура, которую можно считать классической приготавливается следующим образом:

«Нужное количество растения мелко нарезать и поместить в стеклянный сосуд. Затем залить спиртом уровень, которого должен быть выше растительной массы на 3-4 см. Плотно закрыть сосуд и выдержать определенный период времени. После этого слить спирт сверху, а затем отжать из растения остальной. Полученную настойку профильтровать. Остатки растения сжечь, а пепел, полученный при этом обжигать до тех пор, пока он не станет светло-серого цвета. После поместить пепел в колбу и залить экстрактом. Полученную таким образом настойку нужно отстоять, слить и отфильтровать. Тинктура готова».

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *