Search website

Собака как символ Самаэля

Еврейское слово келев, означающее «собака», «пес» — было одним из имен Самаэля. В лекции Макгрегора Мазерса о клипе Самаэль сообщается следующее:

“В шестом дворце пребывает Ход, которой соответствуют Самаэль, или Обманщики, облик которых подобен мрачным и чудовищным псам с головами демонов”.

Однако слово “келев” можно истолковать и как соединение двух слов: “ке” — «как» и “лев” — «сердце». Таким образом это слово также можно прочесть «как само сердце».

Отношение к собакам у древних евреев отличалось от современного. В иудейской традиции они были символами нечистоты, всего самого презренного, пожирания трупов, блудодейства, непотребства и неотвратимого божественного наказания. Стоит напомнить, что пес, как и ворон, совокуплялся в ковчеге Ноя, нарушая тем самым Божественный запрет. Очевидно поэтому в иудейском законе псом назывался блудник. Само слово «пес» у древних евреев считалось оскорблением. Собаки считались трусливыми и коварными животными, они всегда голодны и постоянно ищут пищу.

В Библии псы часто символизируют грешников: «…воют, как псы, и ходят вокруг города». Это также пожиратели падали, отбросов, мертвечины, в том числе человеческих трупов. При этом они разрывают и растаскивают трупы, то есть выполняют клипотическую функцию рассеивания. Про человека, умершего в грехах, говорится: «кто умрет у Иеровоама в городе, того съедят псы»; пророк Елисей предсказывает нечестивой израильской царице Иезавель, что ее «съедят псы на поле Изреельском».

Образ пса часто используется в Библии для обозначения врага, то есть Дьявола.
“…псы окружили меня, скопище злых обступило меня”. Пс. 21:17
“Избавь от меча душу мою и от руки пса одинокую мою”. Пс. 21:21

Псами в Библии также называют язычников и еретиков, то есть носителей ложного знания:

“Берегитесь псов, берегитесь злых делателей” Флп 3:2.

Пророк Исайа уподабливает лжеучителей Израиля немым псам, которые не могут или не хотят предупредить народ об опасности.

“Стражи их слепы все и невежды: все они — немые псы, не могущие лаять, бредящие лежа, любящие спать”. Ис. 56:10.

С псами, не знающими Божественного слова, Иисус сравнивает язычников в разговоре с хананеянкой. Также от запрещает давать псам святыню. Обычное обращение святых монахов к демону — «нечистый пес». В средневековом искусстве существовала традиция изображать змея-искусителя в Райском саду с собачьей головой, а собака, посаженная на цепь служила символом бессилия Дьявола.

У древних народов собак часто приносили в жертву у гробницы, чтобы она показывала умершему дорогу на тот свет. Во многих мифологиях собака охраняет границы между мирами, является стражем подземного мира, где властвуют подземные божества. Собака как бы обеспечивала связь земного и хтонического миров и знаменует неотвратимость и взаимосвязь жизни и смерти. Например, такие боги, как Анубис, Геката и Гермес (Меркурий), часто изображаются с головой собаки или имеют собаку в качестве своего атрибута. С богом подземного мира и некромантии Гермесом Хтоническим можно сопоставить трехглавого пса ада Цербера, который в германо-скандинавской мифологии носил имя Гарм, возможно, восходящее к праиндоевропейскому корню «ger» («рычать»). Для жертв Гермесу, Плутону и Персефоне обычно использовались собаки. Кроме того существовала связь собаки с врачеванием, согласно мифу, бога медицины Асклепия вскормила собака.

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *