Search website

Символизм ртути в алхимии

Для средневекового алхимика ртуть была выразителем Меркурия – высшего и низшего Бога одновременно. Почему? Ртуть – это воплощённый парадокс: она одновременно ведёт себя как металл и как вода. Кроме того, способность ртути самостоятельно испаряться делала её в глазах посвященного адепта материальным воплощением духа. Возможно для современного человека, окончившего школу, подобные аналогии выглядят несколько странно, но не стоит забывать, что самый образованный средневековый алхимик не обладал научными знаниями современного выпускника школы, а потому металлы, будучи чем-то совершенно непостижимым, были идеальным экраном для любых психологических проекций. Какими же свойствами обладает Ртуть?

– она состоит из всех мыслимых противоположностей. Содержит ярко выраженную двойственность, которая постоянно именуется единством;

– она материальна и духовна (испарение);

– она олицетворяет процесс превращения низшего в высшее и наоборот;

– она и искуситель и спаситель – психопомп, неуловимый трикстер; отражение Бога в матери-природе;

-она так же является зеркальным отражением мистического переживания алхимика, которое совпадает с opus alchymicum (Великой работой): “…в качестве такого переживания она представляет, с одной стороны, Самость, с другой – индивидуационный процесс, а также (в силу неограниченности своих определений) коллективное бессознательное”. (К.Юнг “Дух меркурия”)

Принцип ртути в алхимии – водяной, женский и в то же время летучий, андрогинный, касается понятий сознания. Меркурий – это универсальный дух или жизненный принцип который пронизывает все живое вещество. Этот жидкий и в то же время летучий и творческий принцип символизирует действие. Его превращения являются частью преобразования в алхимическом процессе. Меркурий является весьма важным компонентом, самым важным из всех трех принципов, которые взаимодействуют друг с другом, изменяя свои свойства.

С точки зрения серно – ртутной теории Ртуть рассматривается как женское начало – антагонист и дополнение Серы. В практической алхимии Ртуть-Меркурий представлена двумя веществами:

– Первое (непостоянно) – вещество после удаления серы.
– Второе (фиксированное) вещество после возвращения серы.

Этот продукт и стабилизированное вещество иногда называли – Секретный Огонь или Подготовленный Меркурий.

Сера и Ртуть рассматривались как отец и мать металлов. При их соединении образовывались различные металлы, при этом Сера обуславливала изменчивость и горючесть металлов, а Ртуть – твердость, пластичность и блеск. Алхимики изображали эти два принципа то в виде алхимического андрогина, то в виде двух драконов или же змей кусающих друг друга. Сера – бескрылая змея, Ртуть же крылатая. Если алхимику удавалось соединить оба принципа, то он получал первоматерию.

Кульминацией Великого Делания алхимиков являлось соединение в алхимическом браке противоположностей, объединение их в единое целое. Если для первоначал применялись термины Сера (Сульфур) и Ртуть (Меркурий), то в этом случае (алхимического брака) чаще использовались термины Король и Королева, Солнце и Луна — впрочем, однозначная взаимосвязь между ними очевидна.

Меркурий очень противоречив и часто проявляется в любом металле, как его свойство. Это создаёт немалую путаницу для интерпретации, однако, если говорить непосредственно о Ртути, чаще всего акцентируется парадоксальность, противоречивость, творческая иррациональность самого бессознательного. Ртуть начинает буквально заливать рекой наши сновидения и включает особое воображение, когда от нас требуется отказаться от своего рационализма и услышать то, что называется “хлопком одной ладони”, звук которого откроет душу для целительного преобразования.

Можно утверждать, что Солнце (Сера) и Луна (Ртуть, которая выступает здесь не агентом-Меркурием, а женским первопринципом) — это изначальная пара противоположностей, сознательное и бессознательное соответственно. Характерно, что Сера относится именно к сознательному. Но здесь есть еще один оттенок: “предела не найти, в каком направлении не двигайся” — говорил о душе Гераклит. Сознание может познавать бессознательное, но не познать, но обратный процесс — затопление бессознательным сознания до момента обретения самости приводит к самым плачевным последствиям. При этом для обретения самости необходимо взаимодействовать со своим бессознательным.

Ртуть также обладает андрогинной природой Меркурия и в мужской психике, как правило, проявляет себя с фемининной стороны, как анима, а в женской является носителем мужского (маскулинного) начала в качестве анимуса. Именно поэтому средневековые алхимики часто связывали его с женским началом (абсолютное их большинство были мужчинами, соответственно видели в Меркурии свою противоположность).

Ртуть химически родственна серебру, и Меркурий в той же степени родственен Луне (метал Луны – серебро), Великой Богине. Меркурий (он же Гермес) – суть, основа всего алхимического искусства. Ртуть парадоксальным образом воплощает в себе начало и конец Великого Делания, наставника, проводника и одновременно трикстера, противника и беглеца. “Мы можем уравнять концепцию Меркурия с концепцией бессознательного”, – писал Юнг. Не случайно в алхимических текстах встречается огромное количество явных и скрытых параллелей между Христом и Меркурием, каждый из которых представляет архетип Самости.

Обладая андрогинный природой и являясь таким образом и результатом слияния женского и мужского принципов – Короля и Королевы, Ртуть-Меркурий могла также быть и символом алхимического брака в целом, ребиусом- плодом этого брака. Таким образом, именно Ртуть, и как посредника, проводника, и как ребиуса можно соотнести с Богом-сыном, будь то Иисус или Гор в Телеме. Но также, в ипостаси активного женского начала Ртуть может быть соотнесена с энергией-Шакти.

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *