Search website

Планетарная магия Солнца

Солнце — единственная звезда в составе Солнечной системы и ее центральное тело, вокруг которого обращаются планеты со своими спутниками, астероиды, кометы и космическая пыль. Древние астрономы включали Солнце в число семи классических планет, но признавали за ним наибольшее влияние на жизнь на Земле и на человека, в частности. Свет Солнца — первичный источник энергии на Земле. Этой энергией питаются растения, а посредством них она передается животным и людям. Таким образом, именно благодаря Солнцу существует жизнь. Поэтому во многих религиях оно стало символом наивысшего царственного божества.

Солнцепоклонничество было развито во многих древних религиях. В ближневосточной мифологии Солнце было богом справедливости, судьей богов и людей. Одним из главных богов египетского пантеона был солнечный бог Ра, дающий силу всему живому; также с Солнцем можно соотнести убитого и восставшего Осириса и его сына Хора. В Персии поклонялись богу Солнца — Митре, который также был олицетворением справедливости и согласия.

В греческой мифологии Солнцу соответствовали титаны Гиперион и Гелиос, а также Аполлон, бог света и красоты, мечущий лучи-стрелы. Римляне почитали Аполлона под именем Феба (чье имя означает «лучезарный»), а Гелиоса — как Сола (чье имя означало «солнце»). При этом если Аполлон и Феб воплощали Солнце как универсальную мировую силу и солнечный свет как правду и ясность, то Гелиос и Сол были божественными названиями дневного светила, испускавшего физический свет, с которым связаны времена суток и года.

Для античных гностиков солнечным богом был Абраксас — верховный глава Небес и Эонов.

Олицетворением Солнца были не только мужские боги. В древнем Угарите почиталась солнечная богиня Шапашу, у хеттов — богиня Арина, в Японии — Аматерасу. Восходящее и заходящее Солнце связано с мифами об умирающих и воскресающих богах — Осирисе, Адонисе и многих других. Иногда божественный герой не погибал, но спускался в царство мертвых, одерживал там победу над силами тьмы и возвращался к свету, подобно египетскому Амону-Ра или вавилонскому Таммузу.

В Библии солнце символизирует постоянство и правду, закон и власть, присутствие Бога и красоту. Это всевидящее око Господа, наиболее близкий Ему символ.

Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце (Ек.11:7).

…ибо Господь Бог есть солнце и щит ( Пс. 83:12.).

В солнце положил селение Свое (Пс. 18:5. Одним из имен египетского бога Амона-Ра было «Обитатель солнца»).

При этом в Библии содержатся запреты на обожествление и поклонение «солнцу, или луне, или всему воинству небесному», которые лишь творения Бога.

На древнееврейском языке Солнце называется Шемеш (שמש). Ему соответствуют буква Реш (ר). Значение буквы Реш — «голова». Именно эта часть тела является наиболее важной в любом живом существе. В голове рождаются приказы, которые исполняет наше тело. Это солярный символ движения вещей. Путь Реш соединяет Ход, сефиру интеллекта, с Йесод, сефирой образов, снов и мечтаний. Божественное имя этого пути совпадает с Божественным именем солнечной сефиры Тиферет — Яхве Элоа ве-Даат (יהוה אלוה ודעת), что указывает на связь с Солнцем. Под Солнцем здесь подразумевается не исходящий от него огненный испепеляющий жар, а свет, помогающий выявить истинную суть вещей. Ведь именно в голове (Реш) находится наш разум, с помощью которого мы постигаем мироздание.

Как Великий Отец всего сущего на Древе Жизни Солнце может отождествляться с сефирой Кетер, как мужское первоначало — с Хокмой (в таком случае Луна отождествляется с Биной); как Проявленный Бог Солнце обычно соответствует шестой сефире Древа Жизни — Тиферет, чье имя означает «Красота», или «Гармония». Тиферет уникальна тем, что субъективные пути бессознательного связывают ее со всеми остальными сефирот Древа Жизни (кроме Малкут).

В христианской каббале Тиферет тесно ассоциируется с Иисусом Христом, Богом-Сыном. Это объясняется тем, что в Тиферет божественная сила «приносит себя в жертву», преображаясь в силы энергии и материи, необходимые для сотворения мира.

Божественное имя Тиферет — Яхве Элоа ве-Даат, что можно перевести как «Бог, проявленный в сфере разума». Первая часть имени Тиферет — Тетраграмматон יהוה (Яхве) — является божественным именем сефиры Хокма и в переводе означает «Быть». Оно символизирует собой реальность как процесс творения. Вторая часть имени — Элоа — представляет собой имя Бога, происходящее от того же корня, что и имена «Эль» и «Элохим». Третья часть имени — Даат — означает «Знание». Его присутствие здесь указывает на связь между Тиферет и Даат, которые обе являются плодами союза высших сефирот.

В астрологии Солнце считается планетой мужского рода, сухой и горячей. Таким образом, по своим качествам Солнце имеет сходство с Марсом и особенно с Юпитером . На каббалистическом Древе Жизни сефира Солнца Тиферет возникает как плод союза Хесед (сефиры Юпитера) и Гебуры (сефиры Марса). Солнце связано со стихией Огня, которую оно олицетворяет, и со стихией Воздуха, в которой обитает. Однако если для Марса эти свойства считаются негативными и разрушительными, то для Солнца они позитивные и жизнеутверждающие. Влияние Солнца сходно и с влиянием планеты Юпитер.

Солнце считается управителем Льва; знак его экзальтации — Овен, а в изгнании Солнце находится в Водолее.

Древние магии и астрологи оценивали Солнце двойственно. Как писал Авраам ибн Эзра, «оно и помогает, и приносит вред, делает добро и [творит] зло» . Согласно гримуару «Пикатрикс», Солнце — это смесь добра и зла. Оно приносит радость, добрую славу, помогает получить высокие должности, дарует красноречие, но также усиливает жажду накапливать богатство и дарует легкую смерть.

Астрологический символ Солнца — ʘ — представляет собой стилизованное изображение солнечного диска, сияющего ореола, расходящегося из единой точки. Как уже говорилось, круг — это божественный символ целостности и бесконечности. Он символизирует непрерывный круговорот жизни. Точка в его центре может олицетворять человека как часть целого, ибо Божественный солнечный огонь горит в сердце каждого из нас.

Соответствия Солнца

Еврейское название: Шемеш (שמש).
Сефира — Тиферет (תפארת).
Божественное имя — Яхве Элоа ве-Даат (יהוה אלוה ודעת).
Архангел — Михаэль (מיכאל).
Разум — Нахиэль (נכיאל).
Дух — Сорат (סורת).
Олимпийский дух — Ох.
День — воскресенье.
Стихии — Огонь и Воздух.
Качества — сухость и тепло.
Пол — мужской.
Цвет — золотисто-желтый, а также оранжевый и красный.
Главные свойства — справедливость, властность, жизненная энергия.
Химические элементы — золото.
Благовония — корица, ладан, шафран, ваниль, гелиотропин.

Из металлов к Солнцу относится самый благородный и не подверженный порче, «королевский» металл — золото, которое символизирует в алхимии успешное завершение Великой Работы, а также драгоценные камни, которые обладают ярким сиянием: алмаз, сапфир, рубин и гелиотроп (названный так потому, что под воздействием солнечных лучей он меняет окраску). С Солнцем можно соотнести и все камни желтого цвета (например, яшму, янтарь).

Из зверей и птиц к Солнцу относятся те, которые имеют царственный облик, отличаются внешним благородством и отвагой (лев, бык, орел, сокол, лебедь , павлин, петух, приветствующий Солнце, и мифическая птица Феникс, которая сжигает себя в огне, чтобы возродиться обновленной). Также с Солнцем связаны полезные для человека животные: лошади, коровы , верблюды, бараны. К мрачной, уничтожающей стороне Солнца относятся такие животные и птицы, как ворон, волк и мышь, которые были посвящены Аполлону.

Солнечными растениям считаются те, которые поворачиваются вслед за Солнцем или чей облик может его напоминать (например, виноградная лоза, плющ , подсолнечник). А также все те, которые имеют красивый и величавый облик: лавр , дуб, кипарис кедр, пальма. По причине цвета с Солнцем связаны желтый мед и желтый ладан.

Солнце как источник тепла и жизни, как «живая икона» Бога в тварном мире — это Истинная Воля человека, та несотворенная божественная частичка, «искра Божия», которая связывает его с Богом и помогает найти к Нему путь. Как говорится в Книге Закона, «Я — пламя, горящее в сердце каждого человека и в ядре каждой звезды» (II:6).

Солнце как источник света соответствует Руаху нашей души, то есть человеческому интеллекту и разуму, который освещает нам мир и помогает его постигнуть.

В человеческом теле Солнце соотносят с органом понимания — мозгом (свет, который излучает Солнце, отождествляется со светом знания), с органом зрения — глазами, а также с сердцем, где находится Божественная искра. В хиромантии Солнцу соответствует безымянный палец.

Солнце символизирует сознательное «я», личную силу, гордость, авторитет, знание, отвагу, качества лидера, красоту, любовь к богатству и излишествам. С Солнцем связаны творчество, здоровье и жизненная сила. Ему соответствует холерический темперамент.

…из мирских людей солярные, если Солнце расположено удачно, — мудрые, рассудительные, обычно благородные и великодушные, крепко и хорошо сложены. Они храбры, славятся своей постоянной добродетельностью, глубокомысленны, любят праведных и угнетают злых. Если же Солнце находится в неблагоприятном положении, то такие люди лицемерны. Хотя внешне они олицетворяют собой мудрость и справедливость, но на самом деле искусно обманывают легковерных (Абрахам фон Франкенберг, Путь древних мудрецов.).

Корнелий Агриппа указывает, что при работе с Солнцем его надо воспринимать не только как образ Вездесущего Бога, но и как внутреннее Солнце, присущее каждому человеку: “…тот, кто желает привлечь влияние Солнца, должен размышлять о Солнце, и не только о внешнем свете, но и о внутреннем. А этого добиться невозможно, если только не обратиться к душе Солнца, и не уподобиться ей, и не воспринять ее умопостигаемый свет умственным взором, как свет, доступный чувствам, воспринимают оком телесным. Тогда человек наполнится этим светом; и ум его озарится этим светом, который Солнце принимает в себя по образу, запечатленному в наивысшей сфере, и воистину уподобится ему, и с помощью его наконец достигнет того наивысшего блеска и всех причастных ему форм. Когда же человек воспримет этот свет высочайшей степени, душа его достигнет совер-шенства, и уподобится духам Солнца, и обретет силы и сияния сверхприродного достоинства, и будет владеть ими себе во благо, если только он имеет веру в первотворца”.

Люди Солнца — это цари и правители, но также и те, кто ведут просветительскую деятельность, а также — кто связан с солнечными предметами и веществами (например, ювелиры).

Символы Солнца указывают на его царственность и величие. Это может быть корона, престол и прочие атрибуты власти. Солнце — это источник света, и тогда его образом может быть свастика с расходящимися вокруг нее лучами, четырехсторонний крест или роза, расцветающая на кресте, а также лук со стрелами. Солнце может восприниматься как живая икона Бога в нашем мире, как символ Его проявления, и тогда оно может выступать как олицетворение Всевидящего Ока.

К местам, связанным с Солнцем, можно отнести те же места, которые соотносились с Юпитером, то есть светлые, солнечные места, дворцы владык, все то, что царственно и великолепно.

Солнечные жесты также сходны с жестами Юпитера. Агриппа относил к Солнцу «[жесты] отважные и почтительные и такие же выражения лица; и, кроме того, гуляние и преклонение одного колена, как перед королем».

В системе Таро Солнце имеет титул «Владыка Мирового Огня». Ему соответствует аркан «Солнце», к которому относится буква Реш (ר). Из числовых карт влияние Солнца преобладает в тех из них, которые связанны с его числом 6, то есть с четырьмя Шестерками.

На магических образах бог Солнце изображен как могучий царь, восседающий на колеснице, запряженной лошадьми. В отличие от всех прочих планетных колесниц, в солнечную запряжены не две, а четыре лошади, которые олицетворяют не только дневное и ночное небо, но и восход и закат.

Образ солнечного божества может иметь как мужское, так и женское обличье. Именно так в гримуаре «Пикатрикс» описывается Солнце:

Образ Солнца, по мнению премудрого Бейлуса, — жена, стоящая на колеснице, которую влечет четверка коней; в правой руке та жена держит зеркало, а в левой — посох, поднятый над грудью; над головой же ее пылает подобие огня.

По мнению Гермеса, образ Солнца — муж, стоящий прямо и словно желающий приветствовать тех, кого видит; в левой руке он держит круглый щит, ногами попирает образ дракона.

По мнению Пикатрикса, образ Солнца — венценосный царь, восседающий на престоле; перед ним — образ вороны, а под ногами у него — тот самый образ Солнца, о котором сказано выше.

Другие мудрецы полагают, что образ Солнца — это властитель, стоящий на колеснице, которую влечет четверка коней; в правой руке он держит зеркало, а в левой — щит; одежды же его — шафранного цвета.

По словам Агриппы, Солнце имеет такие образы:
“…образ Солнца в виде венценосного царя в шафрановых одеждах, восседающего на престоле и держащего у себя на груди ворона, а ногами опирающегося на шар <…>
образ Солнца — на алмазе, в час Солнца, при его восходе в знаке экзальтации: фигуру венценосной женщины, как бы танцующей и смеющейся; она стоит на колеснице, запряженной четырьмя лошадьми, в правой руке держит зеркало или круглый щит, в левой — посох, на который опирается грудью, а на голове несет пылающий огонь”.

Солнечный бог — это обычно молодой муж, восседающий на колеснице, облаченный в царские одеяния и корону и держащий в руке скипетр или лук со стрелами. Его голова окружена сияющим ореолом. Колесница Солнца украшена астрологическим знаком его обители — Льва.

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *