Search website

Огонь в науке, магии и мифах

ОГОНЬ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ

Научный термин для обозначения сжигания — это горение. Известно множество видов горения, но в большинстве случаев все очень просто. Кислород воздуха вступает во взаимодействие с каким-либо материалом, который может гореть, в результате чего выделяется тепло.

 

В современной науке Огонь интерпретируется как «плазма». Если заглянем в популярный энциклопедический словарь, то увидим следующее определение.

«Плазма – ионизированный газ, в котором концентрация положительных и отрицательных зарядов равна. В отличие от нейтральных газов, для плазмы, кроме столкновений, характерно коллективное взаимодействие частиц посредством колебаний и волн.

При медленном горении, если выделяемое тепло не попадает в воздух, температура может достичь такого уровня, когда начнется возгорание. Это называется «спонтанным загоранием».

Кислород, необходимый для горения, широко распространен в природе. В окружающем нас воздухе содержится примерно 21% кислорода. Кислород всегда готов начать процесс горения.

В процессе горения два атома кислорода из окружающего воздуха соединяются с одним атомом углерода топлива, в результате получается двуокись углерода.

Науке известно, что в результате процесса горения в нашем организме, необходимого для производства тепла и энергии, также выделяется двуокись углерода, который мы выдыхаем.

Огонь — это двигатель мира. Стихия Огня играет роль движущей силы по отношению к другим стихиям, ведь именно в результате тепловых явлений возникают движение и активность в воздухе, воде, земле. Здесь можно вспомнить механизм образования ветров, океанических течений, тектонических явлений… Везде в основе лежит избыток тепла в одном месте и недостаток в другом. Именно уровень энергии определяет переход вещества из одного состояния в другое. Если взять твердое вещество (стихия Земли) и нагреть его (добавить Огня), оно расплавится и станет жидкостью (стихия Воды). Нагреем еще — и вещество испарится, станет газом (стихия Воздуха). Будем и дальше повышать энергетический уровень — вещество в конце концов превратится в плазму (стихия Огня).
СИМВОЛИЗМ ОГНЯ В РАЗНЫХ КУЛЬТУРАХ
В разных культурах Огонь имел разное значение.

В египетской культуре Огонь был связан с Богом Тотом — символом Вдохновения.
В греко-римской культуре огонь олицетворял всех вулканических богов-кузнецов и богов грома, таких как Гефест (Вулкан), олицетворяющих силу земного огня; кроме того, является эмблемой богини печи Весты; связан с Гермесом (Меркурием) как вдохновение.

Богиня печи Гестия (Веста) была госпожой огня (Еврипид). У евреев огонь означает божественное откровение и глас Божий: «Господь Бог твой есть огонь пожирающий».

У индусов огонь — трансцендентный свет и знание, жизненная энергия Мудрости. Огонь также идентифицировался с силами разрушения, освобождения и восстановления, послушными Шиве. Колонна пламени и вздымающийся дым ведического Бога огня Агни олицетворял ось мира.

Будучи огнем, Агни связан как с плодородием молнии, приносящей дождь, так и с домашней печью. Пламя изображалось с золотыми зубами Агни, острым языком и лохматыми волосами; он скачет на солнечном олене, держит топор, веер и кузнечные меха; рожден от дерева.

На ведическом огненном алтаре зажигаются три огня на Юге, на Востоке и на Западе, олицетворяющие Солнце и Небо, эфир и ветры, и Землю.

Черный, ужасающий аспект огня символизируется Кали (Дургой), которая является всепожирающим Временем; обычно изображается в виде черной или красной фигуры с длинными клыками и языками огня, держащей атрибуты ее мужа Шивы: трезубец, меч, барабан и сосуд с кровью.

Разжигание огня — это воспроизведение акта творения, интеграции и воссоединения посредством жертвоприношения. Кольцо пламени вокруг Шивы олицетворяет космический цикл творения и разрушения.

Огонь как жизненное пламя — это Кришна: Я огонь, помещенный в телах всех живущих (Бхагавад Гита).

В Иранской мифологии огонь был Священным Центром персидского храма, местом божества и Божественным Светом в душе человека. Это также сила Солнца, символизируемая Атаром, божественным огнем в Небесах и в дереве. Он также ассоциируется с законом и порядком.

В зороастризме огонь является основным элементом. Это священная стихия, проявление высшей справедливости. Именно поэтому огонь также является символом справедливости, символом праведного гнева, который может покарать виновного, но и обогреть нуждающегося.

В зороастризме семя человека и быка имеют источником огонь, а не воду.

В исламе огонь и пламя — это свет и жара, божество и преисподняя.

У пифагорейцев огонь ассоциируется с тетраэдром, поскольку является первым элементом, а тетраэдр — первой фигурой в геометрии.

Огонь является символом торжества света и жизни над смертью и мраком. Символ очищения и домашнего богатства. Символ обновления и рождения в новом воплощении.

Огонь можно разделить на две составляющие — свет и жар. Если первое понятие отвечает за интеллект, эмоции, то второе — за тепло и уют, благополучие.

Огонь также является олицетворением Истины, Знания и Просвещения. Он без колебания расправляется с ложью, невежеством и прочими человеческими пороками.

Результатом взаимодействия Огня и окружающей среды является пепел. Пепел не менее символичен, нежели сам огонь. Так, в скандинавской мифологии Тетлейфе перед тем как отправиться на подвиги лежал в золе, чтобы получить себе силу огня, образовавшую его.

Выражение «посыпать голову пеплом» — означает необратимое и безутешное горе. Тут в сравнение идет необратимость пепла в первоначальную структуру объекта, до соприкосновения его с огнем.

Так же огонь был символом власти, символом чести и победы. Воины, отправляясь в поход брали с собой священный огонь, который нес огненосец.

В скандинавской мифологии Бог Локи не только Бог коварства, зла и хитрости, но и Бог огня. Отсюда можно сразу провести аналогию, что хоть огонь и является справедливым и очищающим, но с другой стороны он же символизирует жесткую силу, которая не щадит никого и ничто. Вспомним то же представление об аде у многих народов — это огненная карающая безжалостная бездна. Огонь здесь также символизирует зло, из его пекла рождаются ужасные чудовища, в противовес холодному прозрачному раю.
ПТИЦА ФЕНИКС
Легендарная птица феникс является представителем огненной стихии — наиболее яркий символ возрождения, обновления, бессмертия и вечности времени. В мифологии каждого народа эта фантастическая птица называется и выглядит по-своему.

Древние египтяне считали фениксом священную серую цаплю с хохолком на голове, связанную с культом бога Бену; греческий фойник больше походил на орла, чьи перья окрашены в красно-золотые и огненные тона; а у восточных славян его роль играла сказочная жар-птица с золотым оперением, разливавшая вокруг себя ослепительное сияние.

Латинский автор Гай Юлий Солин в книге «Собрание достопамятных сведений» так описывает чудесную птицу феникс: «Величиной она с орла, голова украшена стоячим хохолком, образующим конус. Клюв у феникса с гребнем, вокруг шеи — воротник золотистого оттенка, тело пурпурного цвета за исключением хвоста, перья которого — розового цвета с примесью лазурного оттенка».

Большие разногласия существовали и по поводу продолжительности жизни феникса, хотя в одном все сходились: «божественная» птица живет необыкновенно долго. «Отец истории» Геродот отмерил фениксу 500 лет жизни; римский историк Тацит полагал, что он живет гораздо дольше, а именно — «великий Платонов год», т.е. 12994 года; что же касается отцов христианства, то они и вовсе провозгласили феникса бессмертным. Причину бессмертия чудесной птицы ранние христиане усматривали в том, что она отказалась вкусить запретный плод в райском саду.
Легенду о фениксе измыслили египетские жрецы-солнцепоклонники из города Гелиополиса, но громкой своей славой феникс обязан первому поэту Греции Гесиоду (VIII в. до н.э.). По версии Гесиода, родиной феникса является Аравия. Там он проводит всю свою долгую жизнь, но, почувствовав приближение смерти, летит в Финикию, где сооружает себе гнездо—могилу из ароматных трав, а, закончив работу, запевает прощальную песнь.

Эта песня так прекрасна, что даже солнце, заслушавшись, приостанавливает свой бег по небосклону. Гнездо феникса вспыхивает, подожженное его лучами, и чудесная птица погибает в пламени, чтобы через три дня возродиться к новой жизни. Воскресший из пепла феникс относит бренные останки своего предыдущего воплощения на алтарь храма Солнца в Гелиополисе, а затем улетает на родину. Проходят столетия, и все повторяется сначала. Такова легенда о чудесном фениксе — символе возрождения и бессмертия.
Любопытные сведения о фениксе сообщает Гай Юлий Солин: «Доказано, что фениксы живут 540 лет. Они сами себе сооружают из корицы погребальные костры, причем возводят их по соседству с Панхеей в городе Солнца (Гелиополисе), кучей наваливая корицу на алтарь.

В 800 году от основания Рима (47 г. н.э.) пойманный феникс по распоряжению принцепса Августа был выставлен на комиции. Это событие, помимо записей цензоров, зафиксировано и в городских анналах».

В религиях мира легенды о фениксе получили свое дальнейшее развитие. В даосских легендах многие святые летали по небу на фениксе, а женщины даже вступали с ним в сексуальные контакты, чтобы зачать выдающихся сыновей.

В христианстве божественная птица, заранее предвидящая свою смерть и не пытающаяся ее избежать, а затем возрождающаяся к новой жизни, стала отождествляться с Иисусом Христом. Изображения феникса встречаются уже на ранних христианских надгробиях как символ возрождения Христа и воплощение надежды на воскрешение смертных.

В аллегорических сценах эпохи Ренессанса феникс, как существо бесполое и, следовательно, целомудренное, изображался на щите персонифицированного Целомудрия.

В алхимии чудо-птица ценилась исключительно высоко. У средневековых герметистов феникс символизировал очищающий и преобразующий огонь, красный цвет вещества, соответствующий заключительному этапу Великого Делания, или самый вожделенный итог алхимических изысканий — философский камень.

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *