Search website

Одухотворенная природа воды

Вода материальна, но её материальность явно отличается от материальности бездушных атомов и молекул или навеки застывших скал и камней. Обширная литература о духовности, связанной с водой, указывает на складывавшиеся веками представления о воде как о живой субстанции, способной воспринимать и передавать духовные воздействия. Очевидно, что такое видение воды плохо вписывается в дихотомию материального и духовного классической философии. Так как же сочетаются в воде духовный и материальный аспекты? Нам представляется, что ответ на этот вопрос следует искать в полуосознанном наследовании идей древнего гилозоизма, который воспринимал мир как живой организм, а составляющие его стихии наделялись определенной одушевленностью. Религиозное восприятие воды складывалось в эпоху, когда сама материя рассматривалась как живая субстанция. Поэтому «одухотворенность» воды не противоречит ни её материальности, ни принципам монотеизма: она просто отражает древние взгляды на материю, господствовавшие в эпоху, когда современные представления об инертной и «мертвой» материи еще
не сложились.

Подобные взгляды на материю характерны и для библейской поэзии, в которой активная одушевленность материальных стихий прекрасно сочетается с монополией Бога-Творца на верховный контроль над мирозданием. Известный псалом 148 призывает все элементы космоса хвалить Господа. Те же призывы повторяются более детально в благодарственной песне трех иудейских отроков (Дан. 3:52–90), занявшей важное место в западной литургической традиции под именем Benedicite Dominum (Благословите Господа, или Песнь Творения). В этом гимне Господа хвалят не только «воды, которые превыше небес», но и моря, реки, и даже роса и водные источники. Франциск Ассизский в своих гимнах обращается к журчащей «сестре воде», которую он призывает играть музыку во славу Господа.

Активная «живоносность» воды видна уже в книге Творения, где сначала из воды встает земля, а после этого вода, по Божьему повелению, порождает обитающих в ней живых существ. В многочисленных библейских чудесах с участием воды удивляет именно её активное участие в событиях. Вода ведет себя как живое существо, послушное божественной воле: она встает стеной, отступает и наступает. Во время крещения Иисуса вода также не была пассивной купелью, но «Иордан возвратися вспять» (Пс. 113, 3). На остановку или «возвращение струй» вод Иордана в этом евангельском эпизоде указывали многие древнехристианские авторы, в частности, Кирилл Иерусалимский, Амвросий Медиоланский, Св. Иероним и Пётр Хрисолог. Св. Иероним писал, что «река Иордан … устремилась собрать все свои воды насколько возможно в одном месте, чтобы омыть тело Господа». Так возник хорошо известный иконографический образ водяного столба или вихря, омывающего тело Иисуса при крещении Одушевленность Иордана подчеркивается также присутствием на многих известных иконах крещения Иисуса аллегорических человеческих фигур, символизирующих Иордан.

А. Д. Охоцимск, Святая вода, Реформация и протестантская иеротопия

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *