Search website

Изначальная Темная Богиня

О Сатанинской Библии

Из глубины тысячелетий, от темных неандертальских пещер идет предание о Змеиной Богине, воплощении Изначальных Вод. Она известна мифам всех народов всех континентов – грекам, евреям, идусам, китайцам, ацтекам… Бесчисленны имена Темной Госпожи, и нескольких жизней не хватит на то, чтобы почтить и познать Богиню в тысячах ее ликов. Чтобы не пытаться «объять необъятное» в этом тексте мы сознательно ограничили себя лишь несколькими традициями, зародившимися и формировавшимися в культурно-историческом пространстве древнего Средиземноморья и близлежащих регионов. Именно эти традиции, перетекая одна в другую, раскрывают все грани древнего культа Темной Богини, Богини-Змеи, владычицы изначальных вод и мира мертвых.

Изначальный образ Темной Богини – Мать-Дракон, владычица Хаоса, Праматерь. Богиня Тиамат из вавилонских мифов, чудовище Раав у евреев , позже перетолкованное в мужской образ Левиафана, греческая Кето, прародительница китов и больших акул, богиня морской пучины и чудовищ, обитающих в ней. «Тьма» созвучно Техом, изначальному Хаосу, что в книге Бытия предшествует сотворению мира. Сам же Техом того же корня, что и имя Тиамат. Именно о ней говорили иудейские пророки, говоря о море. Они «знали Тиамат как богиню Луны и моря Рахаб, но отвергали её как повелительницу всего плотского и разлагающегося, почему в аскетическом Откровении верующим обещано: «…и моря уже нет» (Отк. 21, 1).

Змея и воды – равнозначные символы Хаоса. Начало бесформенности и потенциальности, основа всего многообразия космических проявлений, вода символизирует первичную субстанцию, из которой рождаются все формы и в которую они возвращаются. Столь же «бесформенна» и змея: она не имеет ни рук, ни ног, её тело не расчленено; она издаёт шипение, напоминающее шум воды; её движения напоминают бег волн. С этими двумя символами соприкасается и символизм женского начала – Великая мать, Изначальная Богиня, порождающая все формы и образы совмещает в себе символизм Змеи и Воды, а значит- и изначального Хаоса.

Позже Изначальную Богиню вод вытесняют мужские божества, что в мифах порой преподносится, как убийство Хозяйки Хаоса. Мардук убивает Тиамат, Яхве поражает Левиафана, Персей превращает в камень Кето. Но на самом деле Богиня Хаоса не может умереть – она всего лишь меняет имя и обличье, временно удаляясь в мир подземной Тьмы, ожидая своего часа. Иногда она сохраняет свой облик полуженщины-полузмеи, как греческая Ехидна, прародительница монстров. Или это может быть богиня со змеями вместо волос или змеями в волосах (эриния Тифона, горгона Медуза, Ночная Геката), богиня со змеями в руках («Богиня со змеями» из Кносса). Змееногая богиня, владычица змей, способная насылать их на противников (миф об Исиде и Ра), богиня, в чью колесницу впряжены драконы (Геката, Медея)- все эти мифы отражают лишь разные лики Змеиной Богини.
Гекату, богиню магии, призраков и могил, часто изображали держащей змей в каждой руке, либо как змеи обвивают Ее руки, либо со змеиной головой. Роберт Грэйвз считал, что миф о смерти лесной нимфы Эвридики от укуса змеи и последующей неудачной попытке Орфея вернуть ее из Подземного Мира, был ошибочно составлен по картинам, изображающим Орфея, входящего в Тартар, где он сталкивается с Богиней-Змеей, очевидно одной из ипостасей Гекаты. Именно жертвы Эвридики, а не она сама, умерли от укуса змеи. Мужские человеческие жертвоприношения завершались укусами гадюки и предлагались держащей змей Королеве Подземного Мира.

Геката считалась матерью морского чудовища Сциллы, и в этом качестве Трехликую Богиню идентифицировали с Кето, под именем Krataiis (Скала), супруги Форкия, бога бурного моря.

Так устанавливалась преемственность между Первобогиней и ее последующими ипостасями. Также устанавливалась и связь Гекаты с морской стихией- впрочем еще Гесиод в своей «Теогонии» указывал на власть Гекаты над морем, сравнимую с властью Посейдона.

У этрусков Темная богиня носила имена Мания и Фарсифай, одним из атрибутов которых также были змеи. Ферсифай порой даже изображалась змеевласой, как и Медуза Горгона- еще одна ипостась великой Богини. На ранних изображениях Медузы и двух Ее сестер можно увидеть трех Горгон с огромными лицами и змеями вместо волос. Есть версия, что Горгон олицетворяли маски, носимые жрицами лунной Богини, чтобы отпугнуть любопытных от Ее мистерий. Персей, «герой», убивший Медузу, олицетворял нашествие Эллинов, которые захватили храмы триединой Богини и сорвали маски с лиц Ее жриц. Однако завоеватели оказались неспособными полностью уничтожить защитную силу Горгон. Их образы появлялись в древней Греции повсеместно, над печью, на стенах и в других местах, чтобы отпугнуть любопытных. Точно такой же обычай был и в древней Этрурии – только там вывешивались маски Мании. Мании, как и Гекате, приносились жертвы на перекрестках дорог. А еще дальше на Запад уже кельтские народы почитали водную богиню Мелюзину- также со змеиным хвостом.
По другую сторону Средиземного моря, богиня-змея почиталась в Египте, как одно из обличий Исиды, слившейся с богиней-коброй Рененутет, хранительницей урожая и Нейт, «матерью крокодилов». Имя последней может интерпретироваться в значении «вода», поэтому она иногда почиталась как персонификация все тех же первичных вод, предшествовавших процессу создания мира. Как богиня, связанная с водой, изображалась и в виде змеи. Она вообще считалась прародительницей всех крокодилов и змей, даже злейшего врага бога Ра – огромного змея Апопа, родившегося от плевка Нейт в воды Нуна. Связь Нейт с водой привела к тому, что еще в период Древнего царства она считалась женой бога Сета и матерью Себека – бога-крокодила. Также есть изображения, на которых она кормит грудью молодого крокодила (Себека). В храмах Фаюмского оазиса Исида-Нейт может изображаться стоящей на кольцах змеиного тела, а порой даже и с факелом – отождествляясь с греческой Гекатой. В этом обличье отражалось единство представлений о Великой матери, созданной различными народами Средиземноморья.

Сама Исида не всегда представала в своем классическом облике кроткой жены и матери. Порой это была опасная и коварная богиня, стремящаяся к власти над миром – причем как раз посредством змей. Вот как рассказывает об этом египетский папирус «Тайное имя Ра»:

«Когда Ра состарился и стал немощен, он плюнул на землю своим сморщенным ртом. Исида нашла его плевок, просачивающийся в землю. Взяв горсть пыли в руку и смешав с плевком, она сотворила волшебную змею, которую она пустила вослед по его пути, который он совершает каждый день и каждую ночь от рассвета до заката и от заката до рассвета. Всякий раз, когда Ра проходил свой путь, змея кусала его, и, будучи укушенным, Ра становился жертвой ужаснейших страданий: его конечности тряслись, огонь жизни иссякал в них, и привитый яд вгонял его в пот… Когда Ра страдал в муках, явилась Исида в своем могуществе, исполненная дыханием жизни и ведающая тайные заклятья, которые гонят болезни, слова, что оживляют глотки чахлых и утомленных. И сказала она: что произошло с тобой, мой божественный отец? Змея привила тебе болезнь. Одно из твоих созданий подняло голову против тебя самого. Я сокрушу ее своими чарами.»

За это Исида потребовала Ра открыть ей свое тайное имя. Ра тщетно пытался противиться, яд не покидал его, и сердце его было на грани гибели. У самих ворот смерти он сдался: Я согласен открыться Исиде, и чтобы мое имя перешло из моего тела в ее тело. Исида, воспользовавшись ситуацией, сделала так, что Ра пообещал отдать свои глаза ее сыну Гору, и лишь забрав у него его две драгоценнейшие вещи (глаза и имя), она произнесла заклятья и спасла Ра от смерти.».

Среди прочего Исида отождествляется и с богиней-кошкой Баст, а через нее- с богиней-львицей, грозной Сехмет. Вот что пишется о ней в одном из египетских папирусов:

«Богиня вызывает волны жары, хамсин, удушливое лето. Ее пагубная сила поднимает температуру, распространяет эпидемии, отравляет пищу и заражает паводок Нила. Каждый страшится того, что его могут насчтиь ее стрелы или удары сопровождающих ее посланников (шемсу), загадочные посланники (ипутиу), «убийцы», «странствующие», «змеи-стрелы»- шесеру».

Как видим, без змей не обошлось и тут – сама Сехмет порой изображается со змеями на голове. Но это уже не стихия воды – это иссушающий жар, стихия Огня. И тут уместней уже обратится к иной ипостаси Темной богини, а заодно перебраться и в иной регион.

С востока Египет омывают воды Красного моря. Согласно еврейским преданиям именно сюда была изгнана из Эдема первая жена Адама – Лилит. О ней написано достаточно – мы лишь укажем черты позволяющие отождествить Лилит и Змеиную Богиню.

Сама Лилит была известна задолго до появления иудаизма – ее имя восходит к именам трех шумерских демонов: Лилу, Лилиту и Ардат Лили. Имя Лилит встречается в Эпосе о Гильгамеше во втором тысячелетии до н.э., задолго до появления евреев на арене мировой истории. Другой злой дух, схожий с Лилит в то время – Ламашту. Ее изображали на защитных амулетах, как ужасное существо с головой льва и когтями птицы, пьющее кровь поросенка или собаки, и держащее в каждой руке змею. Все эти духи были лишь одним из классов многочисленных демонов, подчиненных богине смерти Эрешкигаль (еще одному воплощению Темной Богини, в античное время, кстати, сопоставляемому с Гекатой.). Но имя здесь не главное – позже Темная богиня обретет новое именование и обличье.
В Библии Лилит упоминается лишь один раз, в кн. Исайи (34 :14), в этом отрывке говорится о Лилит, отдыхающей в пустыне, где обитали также козлоподобные демоны-сеирим. В пост-библейской еврейской литературе, Лилит была названа первой женой Адама, созданной из земли так же, как и первый человек. Пара немедленно начала ссориться, потому что Лилит отказалась лежать под Адамом во время сексуального акта; она не видела никаких причин для этого, так как они оба были созданы из одной земли или грязи / праха. Здесь можно видеть параллели со спутницами Гекаты: Ламиями, также известными как Эмпузы, «влезающие»; или Мормоликаи, «пугающие волчицы», и считавшимися «Детьми Гекаты» ( иногда Эмпуза и Геката отождествлялись). Древнегреческий барельеф изображает обнаженную Ламию, восседающую на спящем путнике – эти греческие ведьмы, поклоняющиеся Гекате, предпочитали находиться сверху, как и Лилит. Когда Адам отказался идти на компромисс, Лилит бежала к Красному морю, «вступив в связь» с демонами, согласно большинству источников, и порождая все новых демонов, носящими имя «лилим». И, как говорится в одной из главных книг Каббалы «Зогаре» «и она в морских городах, и она все еще пытается навредить сынам мира.». Там же сказано и иное: «И святейший, да будет он благословен, укорил ее и отправил в глубины моря, где она обитала, пока Адам и его жена не согрешили. Тогда святейший, да будет он благословен, поднял ее из глубин моря и дал ей власть над всеми их детьми, малыми ликами детей человеческих, которые обречены на наказание за грехи своих отцов.» Конфликт между Яхве и Лилит, Лилит и Адамом- все то же отображение древнего мифа о низвержении Изначальной Богини, но в патриархальном и монотеистическом иудаизме ее образ дается в заведомо приниженном виде.

Сказано, что Лилит имеет тело прекрасной женщины от головы до пупка, но от пупка и ниже она состоит из горящего пламени. Ее сила темная, огненная и связана с ночью.

Зогар предлагает также и другой миф об извечных истоках Лилит, в котором божественное качество инстинктивности и природы, ранее приписанное Богине, было воплощено в создании Богом великих морских чудовищ:

«Это Левиафан и его супруга. И любое живое существо, которое пресмыкается. И да будет известно, что эта душа всех ползучих тварей на четырех четвертях Земли и есть Лилит.»

В иных текстах Каббалы Лилит отождествляется со Змеей из райского сада:
«И Змея, Жена Разврата, подстрекала и соблазнила Еву через скорлупы Света, которые в себе святы. И Змея соблазнила Святую Еву, и сказано достаточно для того, кто понимает. И все крушение произошло оттого, что Адам, первый человек, совокуплялся с Евой, когда она была менструально нечиста – это загрязнение, и нечистое семя Змеи, которая овладела Евой ранее. Узри, вот пред тобой: из-за греха Адама, первого человека, воплотились все упомянутые вещи. Ибо Злая Лилит, увидев величие его разрушения, стала сильнее в своих скорлупах, и пришла к Адаму против его воли, и разожглась от него, и родила ему демонов и духов и лилин.»

И недаром на скульптурах и картинах эпохи Возрождения Змей-искуситель нет-нет, да и изображается в виде женщины с телом рептилии- змеи или ящерицы.
Лилит – образ мятежной богини воспротивившейся порядку вещей установленному верховным богом. Так же как и Исида, насылавшая змею на Ра, Лилит – это уже второе пришествие Змеиной Богини, выползающей из преисподней. Еще не пытающейся вернуть себе власть над мирозданием, но уже «пробующей на прочность» власть свергнувшего узурпатора. Несмотря на ее «изгнание в глубины моря», традиционным владением Лилит считается горячая сухая пустыня, также как и у Сохмет. Именно это владычество над раскаленным пеклом сближает этих богинь.

К северу от Месопотамии лежит Армянское нагорье. Здешний аналог Лилит – алы, духи вредящие роженицам и новорождённым. Согласно народной традиции, Алы они мохнаты, с огненными глазами, медными когтями, железными зубами, бывают мужского и женского пола; живут в горах, песчаниках, часто – в углах домов или хлевах, а их царь – в глубоком ущелье. Алы душат рожениц, поедают их мясо, особенно печень; причиняют вред ребёнку ещё в утробе матери; похищают новорождённых и уносят их к своему царю. В христианизированном мифе бог создал Алы в качестве подруги для Адама, но Адам, будучи существом во плоти, не полюбил Алы, которая была огненной, и тогда бог создал Еву. Параллели с Лилит очевидны, хотя предания загрязнены белосветным влиянием.
Еще один множественный образ Богини-змеи – Гишерамайрер (“матери ночи”), воплощения ночной тьмы, злые ведьмы. По армянским легендам со дня создания мира со змеями в руках они преследовали солнце. Вечером Гишерамайрер поднимались из-под гор вверх на землю, чтобы поймать солнце, но оно уже заходило. Тогда они все начинали дуть, и мир покрывался тьмой. После этого Гишерамайрер группами искали солнце в лесу, в горах и деревнях. Не найдя его, через разрушенные мельницы и высохшие родники они спускались под землю и продолжали поиски там. Но едва они спускались вниз, как на востоке поднималось солнце. По преданию, если бы Гишерамайрер удалось увидеть солнце, то погибли бы все люди, а земля покрылась змеями (или тьмой).

Несмотря на эпизодичность этих образов в армянской мифологии они очень важны, поскольку раскрывают еще одну грань Змеиной Богини- разрушающую, торжествующую ее ипостась. Покрытие земли Тьмой, гибель солнца означает и гибель мира управляемого верховным богом, незаконно присвоившим себе то, что по праву принадлежит Темной богине. Именно поэтому, что в этом обличье Богине еще только предстоит прийти на землю о нем известно так немного. Это еще только будущее, представляемое в неясных, туманных очертаниях, скорей смутно предугадываемое, нежели доподлинно известное. Что же до «гибели всех людей и наполнения мира змеями» – да это так, но смерть людей тут не физическая. Смерть тут понимается как смерть «человеческого» в людях, как преображение их во что-то совершенно иное, символически прикрытое образом змей.

Еще один лик Богини в этих местах – Айнуш, Мать драконов-вишапов, обитающих на вершинах гор, в горных же озерах и грозовых тучах, устраивающих ураганы и смерчи. Среди них однажды родится великий Вишап, что проживет тысячу лет и пожрет солнце.

Но продолжим наше путешествие. К северу от Армянского нагорья и Кавказского хребта простиралось обширное пространство, в античные времена именуемое просто- Скифией. Воинственные кочевники тех мест – скифы и сарматы испокон веков поклонялись змееногой богине, в которой греки узнавали Мать чудовищ своей мифологии- Ехидну, супругу ужасного Тифона, противника Зевса. Но и скифы узнавали Богиню в персонажах из греческих мифов и легенд- таких как Медуза Горгона. Змееногая богиня – глубоко хтонична по своей сути, она источник земного плодородия ( почему порой вместо змей, ее ноги заменяли стебли растений), воплощение дикой природы и покровительница зверей. Но земля не только дает жизнь, но и забирает ее когда приходит срок.

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *