Search website

Исторический символизм быка

Бык играет ту же воображаемую роль, что и лошадь. Санскритское слово «ge» отображает изоморфизм животного и звук, издающийся животными, ибо это слово буквально означает как «быка», «землю», так и «шум». Если в первую очередь бык такой же хтонический, как лошадь, он так же, как и лошадь, представляет астральный символ, но притом бык в большей мере, чем конь, индифферентен солнцу и луне. Не только лунарные божества, как Осирис или великий месопотамский бог Луны Син (в другой интерпретации – Нанна), являются в образе быка, но такой же образ приобретают и лунарные богини, несущие изображение светила между своими рогами.

Бык

Рога крупного рогатого скота являются прямым символом «рогов» полумесяца, семантической морфологии, которая подкрепляется изоморфизмом серпа или дуги Времени-Кроноса, символа уродства, символа увечья Луны, принимающей форму Полумесяца – серпа Луны, времени от новолуния до полнолуния. Подобно льву, бык Нандин (или же Нанди) – животное – верный слуга Шивы и Кали Дурги, представляющих разрушительную сторону времени. Благодаря териоморфному символизму звезд – солнца или луны – он воспринимается, таким образом, как символ времени: например, ведический бог Сурья, Черное Солнце, называется «быком», так же как ассирийский Телец – сыном Солнца, и Фрейр, Великий Бог скандинавов. Акватические смыслы одинаковы для быка, как и для лошади: водяной бык существует в Шотландии, в Германии, а также во многих странах Балтии. Греческий Ахелой, бог реки, имеет форму быка; Посейдон сохраняет форму быка, имеющую азиатское происхождение, и именно в этом облике он появляется в трагедии Еврипида, и позже – Расина, «Федре». Именно здесь следует объяснить бычью природу многих рек: Тибр у Вергилия, Эридан или греческий Океан появляются изображенными с головой быка. Чудовище яростных вод, бык может даже иметь ту же этимологию, что и французский Тараск.

Тараск узнается в географических названиях: Таруско у Страбона и Таурусе (иная форма названия Трои ) Птолемея. «Бык (как Тараск) в своей этимологии, возможно, ведет происхождение от корня “tar” (что означает «порода, камень, утес» в протоиндоевропейских языках)…; кроме того, в Бретани, в Гааге, в Руаньоне и т. д., распространен образ монстра – черного быка, выходящего из скалы».

И Донтевиль подчеркивает хтонически-водный изоморфизм символа быка. Что касается громового быка, то нет ничего более универсального, чем его символизм, простирающийся от современной Австралии до финикийской или ведической древности – мы всегда находим быка, связанного с атмосферным неистовством. Например, древний австралийский музыкальный инструмент под названием «bull roarer» имитирует звуком ярость урагана. Протодравидские и дравидские народы почитают громового быка и Индру, называющегося Ведами «быком земли», который вместе со своими помощниками Марутами является обладателем Ваджры – оружия-молнии. Все древневосточные культуры почитают аспект символа быка, связанный с метеорологическими явлениями и деструктивными силами природы. Шумерские прозвища Энлиля, к примеру, означают: «Властелин ветров и Ураган», «Мастер ураганов», «Рогатый Бог». Супруга Энлиля – Нингалла – называется «Великой коровой». Египетский бог Мин, прототип Амона, изображается быком, обладающим молниями, а его спутницей является корова Хатор. Наконец, Зевс в образе громового быка крадет Европу, которая сливается с фигурой Антиопы – тоже возлюбленной Зевса. Также он пытается изнасиловать Деметру, приняв облик огненного быка. Таким образом, мы отмечаем тесную связь между символикой быка и лошади. Это всегда ужас, который сопровождает оба символа, в особенности же ужас перед любыми изменениями, перед лицом убегающего времени, как и перед «плохой погодой». Этот ужас и тревога предопределены всеми случайными опасностями: смерть, война, наводнение, вращение светил и стремительная смена дней, грохот грома и ярость урагана…

Жильбер Дюран “Антропологические структуры воображаемого”

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *