Search website

Божественные Колеса сферы Хокма

Чином ангелов Сефиры Хокма – первой сефиры Древа Жизни, отпавшей от божественного единства Венца (Кетер), являются Офаним или Колеса. Образ этот восходит к Видению Иезекииля:

Колеса Хокма

«…а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных,- и таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их – ноги прямые, и ступни ног их – как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь, (и крылья их легкие). И руки человеческие были под крыльями их, на четырех сторонах их; и лица у них и крылья у них – у всех четырех; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего. Подобие лиц их – лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех… И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния.

И смотрел я на животных, и вот, на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их. Вид колес и устроение их – как вид топаза, и подобие у всех четырех одно; и по виду их и по устроению их казалось, будто колесо находилось в колесе. Когда они шли, шли на четыре свои стороны; во время шествия не оборачивались. А ободья их – высоки и страшны были они; ободья их у всех четырех вокруг полны были глаз… Куда дух хотел идти, туда шли и они; куда бы ни пошел дух, и колеса поднимались наравне с ними, ибо дух животных был в колесах».

Офоним в переводе с иврита действительно означает колеса (офан – אפון – колесо), однако так же пишется и звучит и множественная форма слова אופן, офен – «образ, способ» (в единственном числе совпадает написание, но имеет место другая огласовка). И это не только великолепно соотносится с Хокмой, как образом Бога или способом, которым Он проявляется в Мир, являет себя как бог-Творец – יהוה (Божественное имя сефипы Хокма, которое также считается собственным именем Бога).

Круг (то есть колесо) – один из символов Бога, как целостности и идеала. Это символ Солнца, символ бесконечности, символ самовозобновляемости. С кругом связан и один из образов Хокмы – уроборос (змей, кусающий себя за хвост), а также «Круг неподвижных звёзд» – зодиака. Юнг говорит о том, что Бог – это круг, центр которого везде, а окружность везде. Не поэтому ли окружность – обод колеса – полна глаз, творящего начала, творящего символа. Творение идёт в обратном привычному нам направлению – от периферии в центр. А внутри колеса находится дух животных или Нефеш – животная душа, точнее, конечно, ее корень – архитипическое начало. Если вдуматься, эта метафора не так уж странна, ведь Бог однозначно значительно «больше» человека, а уж тем более частей его души, так что метафора животиной души, находящейся в Божественном круге или образе, уж не меньше имеет права на жизнь, чем афоризм Раве Лева «Бог подобен тени моей руки»… само слово גלגל – обод имеет также значение «орбита, круг, окружность» и используется для обозначения Солнца и Луны, круга зодиака и периодичности годовых явлений – круга года.

Кроме этого, книга «Зо´ар» называет тетраморфов – четырёх священных животных – образы сопровождающие таинственную колесницу – четырьмя архетипами, формирующими черты лица каждого человека. Опять же мы имеем здесь дело с образом и прообразом. Любопытно, что именно душа тетраморфов – людей-зверей – находится внутри колеса. Этот образ можно сравнить с Нефеш – животной душой, которая соединена с Руахом – человеческой разумной природой и достигла целостности круга, то есть божественности. Его же можно рассматривать как соединение Пентаграммы (четыре животных лика как четыре стихии и человеческая природа тетраморфов как Дух – пятый элемент) с Гексаграммой (гексаграмма является символом Солнца точно так же, как и круг с точкой в центре) – Микрокосма с Макрокосмом.

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *